Однажды ученик спросил Учителя:
— Учитель, в чём смысл жизни?
— Чьей? — удивился Учитель.
Ученик, немного подумав, ответил:
— Вообще. Человеческой жизни.
Учитель глубоко вздохнул, а потом сказал ученикам:
— Попробуйте ответить.
Один ученик сказал:
— Может быть, в любви?
— Неплохо, — сказал Учитель, — но неужели одной любви достаточно,
чтобы на склоне лет сказать «я жил не зря»?
Тогда другой ученик сказал:
— По-моему, смысл жизни в том, чтобы оставить после себя что-то на
века. Как, например, ты, Учитель!
— Ух, — улыбнулся Учитель, — если бы я знал тебя похуже, мог бы
принять это за лесть. Ты хочешь сказать, что большинство людей живет
зря?
Третий ученик неуверенно предположил:
— А может быть, его и не надо искать, этот самый смысл?
— Ну-ка, ну-ка, — заинтересовался Учитель, — объясни, почему ты
так думаешь?
— Мне кажется, — сказал ученик, — что если задаваться этим
вопросом, то, во-первых, точного и окончательного ответа всё равно не
найдёшь, будешь всё время сомневаться, а, во-вторых, какой бы ты ответ
ни нашёл, всё равно всегда найдётся кто-нибудь, кто будет с ним
спорить. Так вся жизнь пройдет в поисках её смысла.
— То есть, что, — улыбнулся Учитель, — смысл жизни в том,
чтобы…
— Жить? — сказал ученик.
— По-моему, это — ответ! — и Учитель жестом показал, что сегодня
занятия закончены.
В этой истории мы снова видим, что Учитель не стремился
дополнительно усложнять вещи и без того сложные. Первый Ученик
прокомментировал это так: «Учитель всегда считал очень важным вовремя
остановиться».