Когда Янь Хэ назначили воспитателем наследника престола при дворе
вэйского царя Лин-гуна, он спросил у Цюй Боюя:
— Представим себе, что рядом с нами живёт человек, которого Небо
наделило страстью к убийствам. Если я в его присутствии буду вести
себя несдержанно, я подвергну опасности моё царство, а если я буду
сдержан, то подвергну опасности самого себя. Ума у него хватает лишь
на то, чтобы знать промахи других, но он не догадывается о настоящих
причинах этих промахов. Как мне быть с таким человеком?
Цюй Боюй ответил:
— Как хорошо ты спросил! Будь всегда осторожен, будь внимателен!
Будь безупречен в своём поведении. В поступках наших главное — быть
своевременным, в чувствах наших главное — пребывать в согласии.
Правда, и то, и другое порождает свои трудности. Когда ты действуешь
своевременно, ты всё же не хочешь оказаться втянутым в мирские дела, а
когда ты пребываешь в согласии, ты не хочешь, чтобы мир в твоём сердце
выскользнул наружу. Если ты окажешься втянутым в мирские дела, тебя
захлестнут раздоры и гибельные страсти. Если ты позволишь душевной
гармонии выскользнуть наружу, она обернётся пошлой славой и
лукавством.
Если он хочет поиграть с рёбенком, играй вместе с ним. Если он
хочет скакать по полям, скачи вместе с ним. Если он хочет плавать по
глади вод, плыви вместе с ним. Постигай досконально его нрав и следуй
в нём тому, что не имеет в себе порчи. Разве не приходилось тебе
видеть богомола? Яростно стучит он лапками перед катящейся на него
повозкой, не ведая о том, что не выдержать ему тяжести колёс. А всё
потому, что у него слишком благородный характер. Будь же осторожен,
будь внимателен! Если ты обнажишь перед ним те качества, которыми
любой мог бы гордиться, ты не продержишься долго.
Разве ты не знаешь, как поступают люди, укрощающие тигров? Они не
дают тиграм живых животных, ибо тигры свирепеют, убивая их. Не дают
тиграм и целых туш животных, ибо тигры свирепеют, раздирая эти туши на
части. Зная, когда тигры голодны, а когда сыты, они умеют укрощать их
ярость. Тигры — существа другого рода, нежели люди, но и они ласкаются
к тому, кто их кормит. Так получается оттого, что человек угождает их
природным наклонностям. Если же они свирепы, то потому лишь, что
человек идёт против их природы.
Наездник, души не чающий в своём коне, будет смиренно собирать
навоз и мочу своего любимца. Но если на коня сядет комар и хозяин
невзначай прихлопнет его, конь взбрыкнёт копытами и, глядишь, проломит
своему хозяину череп. Какими бы добрыми ни были намерения хозяина
коня, исход этого происшествия был бы самый печальный.
Так можно ли не быть осторожным в этой жизни?