Цзылу, сопровождая Учителя, от него отстал и повстречал старца, нёсшего через плечо на палке корзину. Цзылу его спросил:
— Вы видели Учителя?
Старик ответил:
— Не утруждаешь рук и ног, не различаешь хлебных злаков. Какой же у тебя учитель? — и, воткнув в землю палку, принялся полоть.
Цзылу встал перед ним в поклоне со сложенными на груди руками. Старик оставил Цзылу переночевать, зарезал курицу, приготовил просо, накормил его и представил ему двух своих сыновей.
На следующий день Цзылу ушёл и рассказал об этом Учителю.
— Это отшельник, — сказал Учитель и послал Цзылу снова с ним встретиться.
Придя к нему и не застав его дома, Цзылу сказал:
— Несправедлив тот, кто не служит. Если нельзя отвергнуть порядок разделения на старшего и младшего, как можно допустить, чтобы были отвергнуты обязанности государя и слуги? Стремясь достигнуть личной чистоты, наносят вред этой великой связи. Для благородного мужа служба — это выполнение своего долга, даже когда уже известно, что путь не может быть осуществлён.
|