Тянь Кайчжи однажды беседовал с правителем Чжоу, Вэй-гунем, и царь
спросил его:
— Я слышал, ты учился у Чжу Шэня. Что ты узнал от него?
— Что я мог узнать от учителя? Я просто стоял с метлой у его
ворот!
— Не уходи от ответа, — сказал правитель. — Я хочу знать, чему ты
научился.
— Ну что ж, — отвечал Тянь Кайчжи, — учитель сказал однажды так:
«Умеющий взращивать жизнь подобен пастуху: присматривает за отстающими
овцами и подгоняет их».
— Что это значит? — спросил царь.
— В царстве Лу жил человек по имени Дань Бао. Он обитал в глухом
лесу, пил ключевую воду и ни с кем не делился своей добычей. Прожил он
на свете семь десятков лет, а обликом был как младенец. На его беду
ему однажды повстречался голодный тигр, который убил его и сожрал.
Жил там и Чжан И, который обитал в доме с высокими воротами и
тонкими занавесями и принимал у себя всякого. Прожил он на свете сорок
лет, напала на него лихорадка — и он умер.
Дань Бао пестовал в себе внутреннее, а тигр сожрал его внешнее.
Чжан И заботился о внешнем, а болезнь сгубила его внутреннее. Они оба
не восполняли то, что у них отставало.
Конфуций сказал так:
Не уходить, а
быть неприметным,
не выступать вперёд, а быть на виду,
неколебимо стоять в середине.
|
Кто усвоит эти три доблести, стяжает высшую славу.
Но перед опасной дорогой, на которой из десяти убивают одного,
отцы и сыновья, старшие и младшие братья друг друга предостерегают и
осмеливаются выступать лишь в сопровождении воинов и слуг. Не есть ли
это знание об опасностях, подстерегающих человека? А не знать, что в
предостережениях нуждаются и те, кто возлежит на циновках и предаётся
чревоугодию, — это тоже большое заблуждение!