Пришёл в одну деревню гончар, да и остался там жить. Построил мастерскую, печь для обжига и лавку для продажи. Начал работать. Лепил всё: и тарелки, и чашки, и горшки, и кувшины, и крынки, и бутыли для вина — всех возможных размеров и форм. Люди радовались, заходили в лавку и выбирали себе то, что им нужно.
Появились и постоянные посетители, которые заходили каждый день. Поначалу они покупали много, потом реже, а потом и совсем редко, но привычку заходить и рассматривать посуду не оставляли. Зайдя как-то в лавку и не купив ничего, один из них сказал:
— Послушай, гончар, вот раньше ты делал хорошую посуду. Я покупал у тебя постоянно. Как ни зайду, так вижу что-нибудь хорошее, и покупаю. А сейчас ты начал всё больше и больше делать брак.
— Я вижу, что вы стали меньше покупать, но я думал, что вы просто уже купили всё, что нужно, — ответил гончар.
— Нет, — возразил посетитель. — Я люблю красивую посуду и купил бы, если бы у тебя было что-нибудь стоящее. Вот посмотри на эту тарелку. Разве это тарелка? Разве такая должна быть тарелка? Посмотри, какие широкие у неё края. Это некрасиво. Такие большие тарелки никому не пригодятся. Я требую, чтобы ты убрал её с витрины и разбил!
Гончар настаивал на том, чтобы тарелка осталась, сказав, что вчера купили точно такую же. Посетитель махнул рукой, сказал, что посуда стала хуже и ушёл.
На следующий день пришли ещё двое. Они осмотрели весь товар и прицепились к двум кувшинам. Им не понравилась толщина горла. Радом стояли другие кувшины, которые не вызывали у них нареканий, но они также, как и вчерашний посетитель, требовали убрать эти с прилавка и разбить их.
Гончар начал думать, что действительно потерял своё мастерство. Он предложил особенно активным работать вместе с ним, советовать ему, какой ширины делать края у тарелок, какой толщины горловины у кувшинов, но активисты отказались, сославшись на занятость. Со своей стороны, они предложили ему выставлять каждую свою работу на голосование, и если она наберёт больше отрицательных голосов, чем положительных, то разбивать её, не жалея.
Однажды через деревню проходил путник. Он услышал шум возле лавки гончара и подошёл поближе.
— Люди, чем вы недовольны?
— В гончарной лавке среди прочего есть неправильная посуда, которой не место на прилавке, — кричали люди.
— А там есть хорошая посуда? — поинтересовался путник.
— Есть, — отвечали люди, — и её много. Но есть и такая, которой не место среди хорошей.
— Ну и что? — удивился путник. — Почему вы не говорите о хорошей? Почему решили обсуждать плохую? Почему никто из вас не говорит о том, как ему оказалась полезна та посуда, которую он приобрёл себе, а лишь ругаете то, что стоит у него на прилавке, и что вы покупать не будете?
— Мы свободные люди и имеем право прилюдно высказывать своё мнение, — возразили они.
— Да имеете. Но вы также имеете право его и не высказывать. Зачем, для какой цели вы решили ругать то, что вам не нравится или просто не нужно?
— Мы хотим, чтобы гончар развивался, становился лучше, делал не просто посуду, а шедевры. Мы заботимся о его профессиональном росте.
— Люди! — обратился путник к собравшимся вокруг. — Вам больше не о ком заботиться? Вы перестали замечать красивое и видите только чужие ошибки, а также считаете уродством то, что не пригодится лично вам. Займитесь своим ростом. Ищите на полках красивое и покупайте. А то, что не понравилось — не заплёвывайте, потому что следом за вами придёт кто-то, кому это будет нужно, и он купит, можете не сомневаться. Только ваши плевки потом гончару отмывать.
|