Давным-давно жил человек, решивший однажды, что он нуждается в
знании. Он оставил свою родину и отправился к дому одного учёного
человека. Войдя к мудрецу, искатель сказал:
— Суфий, ты мудрый человек. Надели меня частью знания, чтобы я мог
увеличить его и стать достойным, ибо сейчас я чувствую себя
ничтожеством.
Суфий ответил:
— Я смогу дать тебе знание, но только в обмен на то, в чём я сам
нуждаюсь. Принеси мне небольшой коврик. Я должен отдать его человеку,
который в дальнейшем будет способен продолжать нашу святую работу.
Человек отправился в ковровую лавку.
— Дай мне маленький коврик, — сказал он ковровщику. — Я отнесу его
суфию, который за это даст мне знание. Ковёр нужен ему, чтобы отдать
его человеку, который будет продолжать нашу святую работу.
Ковровщик ответил:
— Что ты мне рассказываешь о каком-то знании, суфии и человеке,
который будет пользоваться ковром? Какое мне дело до этого? Чтобы
соткать ковёр, мне нужны нитки. Принеси мне немного ниток, тогда я
помогу тебе.
Человек снова отправился в путь на поиски того, кто дал бы ему
ниток. Он разыскал прядильщицу и обратился к ней:
— Прядильщица, дай мне ниток. Я отнесу их ковровщику, он даст мне
ковёр, и этот ковёр я отнесу суфию, который отдаст его тому, кто
должен продолжать нашу святую работу; а за это я получу от суфия
знание.
Женщина ответила:
— Какая мне польза от того, что тебе нужны нитки? Ступай прочь со
своими рассказами о себе, о суфии, о ковровщике и человеке, которому
нужен ковёр. Меня это нисколько не интересует. Разве ты не знаешь, что
нитки делаются из шерсти?! Принесёшь мне шерсть, получишь свои
нитки.
Итак, человек разыскал козопаса и рассказал ему свою историю.
— Меня всё это не касается, — сказал козопас. — Тебе нужна шерсть,
чтобы получить знание, а мне нужны козы, чтобы настричь шерсти.
Приведи мне козу, и ты получишь то, что желаешь.
Теперь искатель направился на поиски продавца коз. Вскоре он нашёл
его и поведал ему о своих трудностях, на что тот ответил:
— Что я знаю о знании, нитках или коврах? Всё, что я знаю, — это
то, что у каждого свои нужды. Поговорим лучше о том, что нужно мне, и,
если ты мне в этом поможешь, я помогу тебе. Вот тогда думай о своём
знании, сколько твоей душе угодно.
— Что же тебе нужно? — спросил искатель.
— Мне нужен небольшой загон для коз, — сказал козопас, — потому
что по ночам они разбредаются в разные стороны и доставляют мне немало
хлопот. Сделай мне такой загон, и я дам тебе козу или даже две.
И вот искатель снова отправился в путь. Расспросы привели его в
мастерскую плотника, который, услыхав его историю, сказал:
— Да, я могу сделать загон, а что касается остального, то можешь
не посвящать меня во все подробности твоего дела, потому что я
нисколько не интересуюсь коврами, знанием и тому подобным. Но у меня
есть одно заветное желание, и в твоих интересах помочь мне его
осуществить.
— Какое же это желание?
— Я хочу жениться, но, похоже, ни одна женщина не согласится стать
моей женой. Найди мне жену, и мы продолжим наш разговор.
Выйдя из дома плотника, искатель тут же стал всех расспрашивать,
где можно найти сваху. Наконец, когда он нашёл её и всё рассказал ей,
она ответила:
— Я знаю молодую женщину, которая мечтает выйти замуж как раз за
такого плотника, которого ты описываешь. Она всё время думает о нём и
не находит себе покоя. Это просто чудо, что такой человек в самом деле
существует. Какое счастье, что она услышит о нём от тебя и меня! Но
мне какая от этого польза? Каждый человек желает то, что он желает;
людям всегда кажется, что они в чём-то нуждаются или чего-то хотят;
они или воображают, что им нужна помощь, или иногда им в самом деле
нужна помощь… Но никто ещё не заговорил о том, что нужно мне.
— А что нужно тебе?— спросил искатель.
— Я хочу одного, — сказала женщина, — и это мечта всей моей жизни.
Помоги мне достичь желаемого, и я сделаю для тебя всё, что ты просишь.
Единственное, чего я желаю, ибо всё остальное я уже испытала, — это
знание.
— Но без ковра мы не сможем добыть знание!
— Я не знаю, что такое знание, но уверена, что это не ковёр.
— Конечно, знание не ковёр, — сказал искатель, стараясь сохранять
терпение, — но, если мы найдём женщину для плотника, он сделает нам
загон для коз. Торговец козами даст нам козу, и мы получим от козопаса
шерсть. Мы отвезём её к прядильщице и получим от неё нитки, которые
обменяем у ковровщика на ковёр. Этот ковёр мы отдадим суфию и получим
от него знание.
— Вся твоя затея представляется мне какой-то чепухой, — возразила
женщина, — и не надо меня убеждать, я ни за что не поверю тебе.
И, не обращая больше внимания на его просьбы и доводы, сваха
прогнала его. Все эти мытарства заставили его первый раз в жизни
испытать отчаяние, так что он почти потерял всякую веру в людей. Он
даже усомнился, сможет ли использовать знание, если получит его, и всё
недоумевал: почему все люди заботятся только о себе? Но постепенно он
снова возвратился к мыслям о ковре и ни о чём другом больше не
думал.
Однажды искатель проходил по улицам одного торгового города,
бормоча себе что-то под нос. Какой-то купец обратил на него внимание и
пошёл за ним, чтобы услышать, о чём он бубнит. Искатель же повторял
сам себе: «Ковёр нужно отдать человеку, чтобы он мог продолжать нашу
святую работу». Услыхав эти слова, купец понял, что странник не из
обычных людей, и обратился к нему:
— О странствующий дервиш, я не понимаю твоей молитвы, но глубоко
почитаю таких, как ты, стоящих на пути истины. Я хочу попросить тебя о
помощи, ибо знаю, что люди суфийского пути выполняют в обществе особую
миссию. Прояви ко мне сострадание.
Странник поднял глаза и, взглянув на купца, увидел на его лице
глубокую печаль.
— Я страдающий и само страдание, — произнёс он.
— Тебя, несомненно, постигло какое-то горе, но у меня ничего нет.
Я не могу добыть для себя даже немного ниток, в которых нуждаюсь; ну
да ладно, расскажи мне о своём горе, и я постараюсь тебе помочь.
— Знай, о счастливый человек, — начал купец, — у меня есть
единственная дочь, которая прекрасна собой, и я люблю её больше жизни.
Она одержима каким-то недугом, от которого день ото дня чахнет.
Осмотри её, прошу тебя, может быть, ты сможешь её исцелить.
В словах купца было столько невыразимого страдания и вместе с тем
столько надежды, что искатель не мог ему отказать и пошёл с ним к его
дочери. Как только девушка увидела странника, она сказала:
— Я не знаю, кто ты такой, но чувствую, что только ты сумеешь мне
помочь, и никто больше. Я влюблена в одного плотника и страдаю от
разлуки с ним.
И она назвала имя того человека, которого искатель просил сделать
загон для коз. Искатель вышел к купцу и сказал:
— Твоя дочь желает выйти замуж за одного уважаемого плотника,
которого я знаю.
Это известие весьма обрадовало купца, ибо дочь его всё время
говорила о каком-то плотнике, но он считал все её разговоры плодом её
больного рассудка и никак не предполагал, что болезнь девушки от
сильной любви. Он в самом деле думал, что она не в своём уме.
Итак, искатель снова отправился к плотнику и рассказал ему о
девушке. Плотник построил загон, за что продавец скота подарил
искателю несколько породистых коз. Этих коз искатель отвёл к козопасу
и получил от него шерсть, которую обменял у прядильщицы на нитки и,
отдав их ковровщику, взял у него небольшой коврик. Добыв наконец
коврик, искатель отправился опять к дому суфия.
— Теперь я могу дать тебе знание, — сказал мудрец, — ибо ты не
смог бы принести этот коврик, если бы не потрудился ради него, а не
только ради себя.
|