Некий суфий согласился взять с собой в путешествие обычного
человека, чтобы показать ему жизнь и смерть с другой точки
зрения.
Они пришли на могилу знаменитого человека, вокруг которой
толпилось много народа, произнося молитвы. Человек сказал:
— Благословенна память этого человека! Я ещё ни у кого не видел
столько поклонников.
— На самом деле, — сказал суфий, — этот человек почитаем, потому
что окружал себя учениками, не давая им шагу ступить самим, и
позволял им засыпать себя вопросами и, в конце концов, умер от
утомления, упустив возможность быть полезным людям в другое время и в
другом месте.
Затем они пришли в другое место и увидели человека, которого
носили на руках его почитатели, день и ночь воспевая ему хвалы.
Обычный человек сказал:
— Остережёмся этого человека, ибо он ведёт себя некрасиво,
позволяя всем этим людям поклоняться себе.
— На самом деле, — сказал суфий, — он окружён восторженными
идиотами из-за того, что такие, как ты, остерегаются его. Правильным
было бы выяснить, действительно ли он наслаждается их поклонением, и,
если нет, помочь ему, показав его поклонникам, что они ведут себя
неверно.
Они пошли дальше и вскоре встретили человека, который говорил с
толпой, и толпа внимала ему.
— Какие дисциплинированные и вежливые люди, — сказал обычный
человек. — Нам стоит познакомиться с ними поближе.
— На самом деле, — сказал суфий, — эти люди слушают так
внимательно потому, что они не способны мыслить и действовать
самостоятельно. Правильным было бы расшевелить их и заставить мыслить
и действовать, а не превращаться самим в слушателей.
Обычный человек сказал:
— Послушай, если я не могу судить по наружности и если я не могу
судить по своему внутреннему ощущению, что мне делать, когда рядом со
мной нет понимающего человека, такого как ты?
— Не то чтобы совсем нельзя, — отвечал суфий. — Я говорил лишь,
что думать, что то, что выглядит одинаковым, и есть одинаковое — это
не основа для обучения. Внешность может быть обманчива, а может быть
и нет. Учитель поможет тебе воспитать понимание, которое как толкует
поверхностное, так и воспринимает внутреннее. Если ты ищешь знаний
через внешние формы, ты не ищешь понимания. Если ты хочешь вишен,
зачем ты ищешь алмазы?
|