В какие времена совсем неважно, супруги жили. Долго не было у них
детей. В преклонном возрасте жена рожала двух сыновей, двух близнецов,
двух братьев. Тяжёлыми те роды были, и женщина, родив двух сыновей, в
иной мир вскоре отошла.
Отец кормилиц нанимал, старался выходить детей и выходил, и до
четырнадцати лет растил. Но умер сам, когда пятнадцатый годок пошёл
сынам. Похоронив отца, два брата в скорби в горнице сидели. Два
брата-близнеца. Их три минуты разделяли в появлении на свет, и потому
среди двоих один считался старшим, другой — младшим. После молчанья
скорбного брат старший произнёс:
— Отец наш, умирая, свою печаль поведал нам о том, что мудрость
жизни не успел нам передать. Как будем жить без мудрости с тобой, мой
младший брат? Несчастным род без мудрости наш будет продлеваться. Над
нами могут посмеяться те, кто успел мудрость от отцов принять.
— Ты не печалься, — младший старшему сказал, — в задумчивости
часто ты бываешь, быть может, время так распорядится, что ты в
задумчивости мудрость и познаешь. Я буду делать всё, что скажешь ты. Я
без задумчивости жить могу, и всё равно мне жить приятно. Мне
радостно, когда день наступает, и когда закат. Я буду просто жить,
трудиться по хозяйству, ты — мудрость познавать.
— Согласен, — старший младшему ответил, — только нельзя, оставшись
в доме, мудрость отыскать. Здесь нет её, никем здесь не оставлена она,
никто к нам сам не принесёт её. Но я решил, я старший брат и должен
сам для нас обоих, для рода, что в веках продлится, всё мудрое, что в
мире есть, найти. Найти и принести в наш дом, и подарить потомкам рода
нашего и нам. Всё, что есть ценного от нашего родителя, с собой возьму
и обойду весь мир, всех мудрецов из разных стран, познаю все науки их
и в дом родной вернусь.
— Твой долог будет путь, — брат младший сочувственно сказал, —
есть конь у нас, возьми коня, повозку, побольше нагрузи добра, чтоб
меньше бедствовать в дороге. Я дома остаюсь и буду ждать мудрейшего
тебя.
Надолго братья расставались. Прошли года. От мудреца шёл к
мудрецу, от храма в храм, ученья познавал востока, запада, на севере
бывал и юге старший брат. Великолепной память у него была, ум острый
схватывал всё быстро и легко запоминал.
Лет шестьдесят по миру шёл брат старший. Стали волосы и борода его
седыми. Пытливый ум всё странствовал и мудрость познавал. И стал
считаться из людей мудрейшим седой странник. Гурьбою следовали за ним
ученики. Он проповедовал умам пытливым мудрость щедро. Ему внимали с
восхищением и те, кто молод был, и старики. И впереди его о нём
великая шла слава, селения оповещая на пути о мудреца пришествии
великом.
И в ореоле славы, окружён толпой учеников подобострастных, к
селению, где в доме был рождён, из которого ушёл он юношей в
пятнадцать, где не был шестьдесят он лет, всё ближе подходил седой
мудрец.
Все люди из селения встречать его пришли, и младший брат с похожей
сединой навстречу выбежал ликуя, и голову склонил пред
братом-мудрецом. И в умиленьи радостном шептал:
— Благослови меня, мой брат-мудрец. Войди в наш дом, омою ноги я
твои после дороги долгой. Войди в наш дом, мой мудрый брат, и
отдохни.
Величественным жестом всем ученикам своим велел мудрец остаться на
пригорке, принять дары встречающих, беседы мудрые вести и в дом вошёл
за братом младшим. Сел у стола устало в горнице просторной
величественный и седой мудрец. И младший брат стал тёплою водою ноги
омывать и слушать речи брата-мудреца. И говорил ему мудрец:
— Я выполнил свой долг. Познал учения великих мудрецов, своё
учение создал. Я в доме ненадолго задержусь, теперь других учить, — в
том мой удел. Но раз тебе я обещал в дом мудрость принести, обещанное
выполняя, я у тебя день погощу. За это время истины мудрейшие тебе,
мой младший брат, я сообщу. Вот первая: все люди должны жить в саду
прекрасном.
Чистым, с красивой вышивкою полотенцем ноги вытирая, хлопотал, всё
угодить пытался младший старшему и говорил ему:
— Отведай, на столе перед тобой стоят плоды из сада нашего, сам
для тебя их лучшие собрал.
Плоды разнообразные прекрасные вкушал мудрец задумчиво и
продолжал:
— Необходимо, чтоб каждый на земле живущий человек сам родовое
дерево взрастил. Когда умрёт, то дерево его потомкам доброй памятью
останется. Оно и воздух для дыхания потомков будет очищать. Все мы
хорошим воздухом должны дышать.
Заторопился младший брат, захлопотал, сказал:
— Прости, мой мудрый брат, я позабыл открыть окно, чтоб воздухом
ты свежим подышал. — Он занавесочки отдёрнул, распахнул окно и
продолжал: — Вот воздухом двух кедров подыши. Их я посадил в тот год,
когда ты уходил. Одну своей лопаткой лунку выкопал для саженца, а для
второго ямочку твоей лопаткою копал, что ты играл когда-то, в детстве
нашем.
Мудрец задумчиво на дерева взирал, потом проговорил:
— Любовь — великое есть чувство. Не каждому с любовью жизнь
прожить дано. И мудрость есть великая — любви днём каждым каждый
должен устремиться.
— О, как ты мудр, мой старший брат! — воскликнул младший. —
Великие познал ты мудрости, и я теряюсь пред тобой, прости, не
познакомил даже со своей женой, — и крикнул к двери обращаясь: —
Старушка, где же ты, моя стряпушка?
— Так вот же я, — в дверях весёлая старушка показалась, неся на
блюде пироги парящие. — Я с пирогами задержалась.
Поставила на стол пирог, весёлая старушка игриво реверанс смешной
пред братьями изобразила. И близко к брату младшему, своему супругу,
подошла, сказала полушёпотом, но шёпот тот услышал старший брат:
— К тому ж ты, муженёк, прости меня, уйду сейчас, прилечь
должна.
— Да что ж ты, непутёвая, вдруг отдыхать решила. У нас гость
дорогой, мой брат родной, а ты…
— Не я, кружится голова, да и тошнит слегка.
— И от чего же так могло у хлопотушки у тебя случиться?
— Быть может, сам ты виноват, опять, наверное, дитя у нас родится,
— со смехом молвила старушка, убегая.
— Прости, мой брат, — винился младший брат смущённо перед старшим,
— не знает цену мудрости, всегда весёлою она была и в старости вот
веселушкою осталась.
Задумчивым мудрец всё дольше оставался. Задумчивость его шум
детских голосов прервал. Услышал их мудрец, сказал:
— Великую познать стремиться мудрость должен каждый человек. Как
воспитать детей счастливыми и справедливыми ко всему.
— Поведай, мудрый брат, я жажду счастливыми своих детей и внуков
сделать, ты видишь, вот вошли они, шумливые мои внучата.
Два мальчика не старше шести лет и девочка лет четырёх в дверях
стояли и спорили между собой. Угомонить пытаясь ребятню, брат младший
торопливо им сказал:
— Быстрей мне говорите, что у вас стряслось, шумливые, и не
мешайте нам беседой заниматься.
— Ой, — меньший мальчик восклицал, — два дедушки из одного
случились. Где наш, а где не наш, как разобрать?
— Так вот же наш дедулечка сидит, разве не ясно?
И к младшему из братьев малышка внучка подбежала, к ноге щекой
прижалась, за бороду трепала и щебетала:
— Дедулечка, дедулечка, к тебе спешила я одна, чтоб показать, как
танцевать я научилась, а братья сами за мною увязались. Один с тобою
хочет рисовать, он, видишь, досточку и мел принёс. Второй свирель
несёт и дудочку он хочет, чтобы ты ему на дудочке и на свирели
поиграл. Дедулечка, дедулечка, но я ведь первая к тебе идти решила. Ты
всем им так скажи. Отправь, дедулечка, их восвояси.
— Нет, первым я шёл рисовать, со мною брат уже потом решил идти,
чтоб на свирели поиграть. — Заметил внук с куском досточки тонкой.
— Вас два дедулечки, вы рассудите, — внучка щебетала, — кто первым
шёл из нас? Так рассудите, чтоб я первою была, а то заплачу горько от
обиды. С улыбкою и грустью на внучат смотрел мудрец. Ответ готовя
мудрый, напрягал на лбу морщинки, но ничего не говорил. Засуетился
младший брат, не дал продлиться паузе возникшей и быстро взял из
детских рук свирель и, не задумавшись, сказал:
— Предмета нет для спора вообще у вас. Танцуй, красавица моя и
попрыгушка, я подыграю танцу на свирели. На дудочке поможет мне играть
мой милый музыкант. А ты, художник, нарисуй, что звуки музыки рисуют,
и как танцует танец балерина, нарисуй. А ну-ка, быстро разом все за
дело.
Брат младший на свирели мелодию весёлой и прекрасной выводил, и
внуки увлечённо все одновременно вторили ему, своё любимое изображая.
На дудочке старался не отстать в мелодии великий, в будущем известный
музыкант. Как балерина, прыгала малышка, вся раскраснелась, радостно
изображала танец свой. Художник будущий картину радостную рисовал.
Мудрец молчал. Мудрец познал… Когда окончилось веселье, встал:
—Ты помнишь, брат мой младший, зубило старое отца и молоток, мне
дай их, я главный свой урок на камне вырубить хочу. Сейчас уйду.
Наверно, не вернусь. Меня не останавливай, не жди.
Ушёл брат старший. Седой мудрец с учениками к камню подошёл, тропа
тот камень огибала. Тропа, что странников за мудростью звала в края
далёкие от дома своего. День проходил, ночь наступала, седой мудрец
стучал, рубил на камне надпись. Когда закончил обессиленный седой
старик, его ученики на камне прочитали надпись:
«Что ищешь, странник, — всё с собой несёшь, и не находишь нового
теряешь с каждым шагом».
|