Меню сайта
Форма входа
E-mail:
Пароль:
Категории
Мистические истории [36]
Жизнь не простая штука. В ее ходе человек встречается так или иначе, но с событиями и явлениями, которые не вписываются в привычную систему мировосприятия. Их называют мистическими...
Непознанное, но интересное [129]
Все, что не понятно, но довольно интересно.
Мистика и магия [28]
О Свете [14]
Свет, управляемый Единобогом, имеющий под своими знаменами христиан всех конфесий. Все о нем. Ангелы, небожители, Воины Света.
О Тьме [13]
Мир, возглавляемый Девиалом. Демоны, нечисть, нежить,
Видео [15]
Все, что связано с непознаным и таинственным.
Заговоры [60]
Заговоры на лечение, на удачу, для благополучие, на помощь в тяжелых ситуациях
Гадания [11]
Гадания на картах, на кофейной гуще, на предметах, новогодние гадания, Рождественские гадания
Формулы успеха и процветания [81]
Успех, благополучие, процветание, привлечение денег, денежное изобилие
Магические советы от мастера-мага [3]
Лекс КОЛДУН ХИЛЛЭРИЭН, мастер магии. Он разрешил мне воспользоваться его работами.
Тайное управление [19]
Политические заговоры, тайные правительства.
Магические практики [183]
Магические практики, энергетические практики
Медитации [4]
Наш опрос
Устраивает ли Вас содержимое сайта?
Всего ответов: 13
Друзья сайта
  • Академия Развития Личности
  • Сайт Банникова Евгения Анатольевича
  • Книги-игры и интерактивные рассказы
  • Только лучшее видео в он-лайн просмотре!
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Флаги
    free counters
    Главная » Статьи » Сумеречная зона » О Тьме

    Оборотничество у восточных славян

    2

    В начало

    ...А вот рассказ, который мне довелось услышать от очевидца событий. Признаюсь честно, эта история произвела на меня большое впечатление: одно дело читать о необычных событиях в книгах, а другое - слышать о них"живьем", иметь возможность задать вопросы, уточнить детали, поспорить. Усомниться. Тем более, в нижеследующем случае, когда рассказанное стольневероятно. "У Кучерягиных была свадьба. И молодых обвернули ужами: два ужа - муж и жена. И вот они по-олзают... знаешь, вот так вот по-олзают... большие ужи, настоящие... Стра-ашно... <Расказчица показала жестами размер ужей -толщиной в руку и длиной около метра. Насколько могу судить, ужи вились в брачном "танце"> Народу полно (свадьба дак) и вот такоесделалося... Я потом пошла <туда> - отец-то <меня послал за матерью> (говорит: "Что она там, прокисла что-ли, мне идти на дежурство, а ее всё еще нету".) Я захожу – они тама кто на ограде, кто в сенках, кто в избе - все в слезах.Бабку Анисью спрашиваю - А чего это все плачут-то?- Зайди-ко погляди чего там сделалось Мать там-то ночевала у их. Отца-то проводила на дежурство, и снова пошла к ним.Так вот, привозили... бабку лечить. Я змей этих видела, как они ползали-то, а лечили-то когда – не видала... Свекровка-то у них была - дак рассказывала: она приехала, ее привезли. Говорит:- Давайте девять горшков берите новых, - черепошные горшки раньше были. - Берите, - говорит. Пришли, новых горшков этих привезли. Она какбросит горшок об кого-то об их. Говорит-говорит. Потом через ногу вот так горшок перебросит - второй... Девятый-то горшок бросила - он-то отскочил и не разбился.- А! Ой! - как, говорит, вскричала, так бросила <горшок еще раз> и <он> разбился. И они, <жених с невестой> лежат, спят обои живые, человеками стали. Ну и вот, маленько поспали, она кругом их кого-то [52] ходила, молитву какую-то читала. Всё, <свекровка> говорит, молится и читат, молится и читат. Теперь <бабка> говорит:- Дайте распятьё. Дали ей распятьё. Она, распятьём их окрестила,вот эдак очертила - они сели:- А чего это мы на полу? Вот, и потом стала свадьба у них. Вот это вот явидела - что ужами их делали. <- А как их сделали?>- А вот кто их знает? Загипнозировали кого-то, заделали кого-то, и вот так вот их сделали... во время свадьбы.<- А как они превращались?> - А кто знат... Я не видела. Только когда они превратились - видела... Говорит, это порча - какой-то порчу пустил, и сделались змеями. [53]Спустя год с небольшим я снова встретился с рассказчицей. Мы обсудили данную историю "по размышлении". Сознаюсь в грехе (надеюсь, Анна Федоровна меня простит) - в ходе разговора я подбросил пару тестов на правдивость, после чего меня создалось впечатление, что услышанная история, действительно, имела место. В результате нашего обсуждения А.Ф. (женщина, осведомленная в некоторых вещах) подвела итог: "Наверно, это был отвод глаз". Затем, немного помолчав, добавила: "А вообще, кто его знат". Оборотничество и техники выхода из тела Невероятной, трудно объяснимой представляется другая "магическая" практика, возможно, послужившая одной из причин возникновения рассказов об оборотничестве. Практика заключается в следующем: душа [54] знающего человека выходит из тела и вселяется в тело животного, которое становится управляемым.Собственно, легендарно-исторические и фольклорные источники, приводящие примеры подобных практик, говорят о нескольких вариантах, как намкажется, близких по сути:- знающий "выходит" из физического тела, формируя временное тело (или его иллюзию), тело знающего при этом остается в безжизненном состоянии;- знающий "выходит" из физического тела и путешествует, вселившись в тело животного, при этом тело знающего часто остается в безжизненном состоянии; - знающий управляет животным, выход из тела при этом не наблюдается (по крайней мере, явно). При этом в конкретных описаниях зачастую бывает невозможно понять, с каким из перечисленных вариантов мыимеем дело.У скандинавов "искусство путешествовать в теле животного или птицы" носит название Хамфаpиp (Hamfarir) [55] немного отступая от восточнославянского материала, рассмотрим два весьма показательных примера из скандинавских саг. "Сага об Инглингах" рассказывает о воине, обладающем особыми способностями. "Один умел изменяться. Тело его лежало пpи этом спящим, подобное меpтвому, сам же он становился птицей или диким звеpем, pыбой или дpаконом, и путешествовал в дальние стpаны..." "Вдруг король Хьорварт и его люди увидели, как перед королем Хрольфом и его людьми появился огромный медведь и стал для короля особой охраной. Своими белыми лапами он убил больше врагов, чем все королевские герои вместе взятые, удары не причиняли ему вреда, а копья отскакивали, затупляясь, от его шкуры. Люди и лошади в ужасе бежали от него, а всем, кого ему удавалось схватить, он с ужасающим хрустом ломал кости или сжимал мертвой хваткой до тех пор, пока жизнь не покидала их. Громкий ропот пронесся по войску короля Хьорварта, и шепоток страха распространился по его рядам, как огоньпо соломе. "Где же Ботвар? - подумал Хьялти. - Наши враги были бы разбиты при его натиске. Где он может быть, если покинул нас в столь грозный и великий час?" Он обрушился на врагов и пробился с боем к залу, где увидел Ботвара. Тот сидел, склонив, как бы в раздумье, голову, и молчал.- Вставай, - стал уговаривать его Хьялти. - Время ли сейчас для лени и дремы? Где твоя доблесть, твоя верность нашему королю? Он схватил его и постарался поднять на ноги. <...> Ботвар встал, слегка пошатываясь. - Ты сослужил королю гораздо худшую службу, нежели надеялся, мой Хьялти, - сказал он. - Но я вижу, что тщетно бороться с судьбой. Все случится, как и должно произойти. Смерть - это ничто, добрая слава - вотради чего стоит жить. Я пойду с тобой на битву, и вместе мы сделаем все, что в наших силах. Они возвратились на поле битвы, и белый медведьпри их появлении сразу же исчез. Ход битвы тут же переменился..." [56]Рассказы об отделении знающим человеком души от тела встречаются и у многих "примитивных" народов; подобные "путешествия" практикуются в шаманизме (в частности, у народов Сибири). Чаще всего душа шаманаПредставляется как птица или вселяется в птицу. "Мужики ходили раньше белковали. А там жили орочоны в палатках. Один мужик сидит и говорит:- У меня жена в положении. Сена домой не привез корове.- Переживает: как там, что. А орочон говорит:- Я сейчас, друга, узнаю. Слетаю, узнаю. Ну, интересно: как слетаешь, узнаешь? А он угли хватает, хватает будто бы ртом, завертелся, упалмертвым: орочон улетел в духа. Потом, сколько летал, прилетел. Говорит:- Все нормально, В избу не попал, закрыто. Девочка у окошка стоит, жена твоя в куте, теленочек в избе, корова отелилась. А во дворе лошадь стоит, сенцо у нее, все. А ниже деревни речка, дом там стоит, свет был,мужик сидит, трубку курит." [57] В славянском тексте XIII века говорится о ведуне, который "тело свое хранит мертво, и летает орлом иястребом, рыщет лютым зверем и вепрем диким, волком, летает змием, рыщет рысию и медведем" [58]. В славянской традиции способность к путешествиямвне тела приписывается двоедушникам - людям, обладающим двумя душами (или двумя сердцами) [59]. Понятие о множественности душ свойственно многим архаичным культурам [60].Вторая душа двоедушника ходит по свету в своем человеческом облике, оборачивается животным (собакой, кошкой, конем, змеей, мышью, летучей мышью), неодушевленным предметом (колесом, кочергой, вальком), демоническим существом (вампиром, волколаком) видится окружающим как некое аномальное явление (например, огненный шар). Сам двоедушник во время путешествий второй души крепко спит, душа покидает его тело ивозвращается назад через рот. [61] Если изменить местоположение тела спящего двоедушника, возвращение души будет затруднено. [62]После смерти двоедушника его вторая душа еще некоторое время остается живой: по народным повериям, она превращается в демоническое существо, и даже может наращивать новое тело [63]. "Дарка [64] умерла - она была колдунья, портила людей-то. Ну и все говорят: "Дарка бегат, Дарка бегат".А дядя-то Митя возил ямщину - мимо могилок-то повез ямщик-то. (Раньше не было машин, ямщиков-то гоняли, ну ты знашь.) Ну и говорит - туда-то поехали с людями (свёз куда), обратно еду - смотрю - за ходок-то схватилась, аж на лошадь вспятилась. Я, говорит, хлесть по лошаде-то - она оторвалась и под копыта. Я говорю: "Б.... твою, Дарка!" Ну и, говорит, она до деревни бежала. К деревне стали доезжать - она, говорит, воротилась. Вот видишь как." Присутствовавшая при беседе старшая сестра рассказчицы сделала существенное дополнение: "Это не она бегала, это ее ЖАР бегал". На просьбу уточнить, что же такое "жар", сестры ответили: "Бес, с которым она работала, он форму человека-то принимает." [65]В фольклорных историях описания специфических "безжизненных" трансов иногда совмещаются с описаниями воздействия на животное. "Вот <колдун> сядет на голбец, у печки, и сидит, как мертвый <...> Захочет, чтобы козуля из тайги прибежала вот она, у крыльца! Выйдет на крыльцо - и убьет, занесет!.." [66]Если рассказы о "путешествиях духа" у восточных славян встречаются сравнительно нечасто, то об умении руководить животными говорят многие. Вот, например, упоминания об управлении змеями. "<Косаря укусила змея. Знающий> вышел, где выкосили, на кошенину, сперва зачертил кружок осиночкой, и в серединочку воткнул, эту осиночку. <...> И вот смотрю; оне, гыт, с разных сторон, эти змеи,- но, прямо, гыт, вот, как россыпь кака – катятся все к этой палочке со всех сторон, только трава шумит!Бегут. Я, говорит, просто я ужахнулся, просто уже не помню, как, говорит, я очутился на телеге. Уж на телеге сижу, залез просто со страху......А он, гыт, срезал прутик, такой ишо жиденький таловый прутик срезал. Но, гыт, с ем стоит, А они навились все на колышек. И вот так головыподняли и жала-то так... А она, уж эта, котора укусила, виноватая, самазадня, говорит, тянется сзади. Он на нее командует: - Но, подходи, подходи. Что, боишься?-на ее командует. И вот потом, значит, она сзади остановилась. Он, тепери, вдруг че-то сделал, говорит,- оне все разошлись, все разбежались остальны-то. А эта осталась.- Это, - говорит, - не виноваты. А вот ты виновата. Но, иди... - Она потихоньку ползет: она виновата!Он:- Ты виновата? - говорит. Она:- Вш-ш, вш-ш...- Лезь, - говорит, - вот в эту, в смолу. Вот тебе наказ. Больше ты не будешь кусать. <...> А бить не стал:- Не надо, - гыт, их бить. Нам жить надо, и имя жить надо." [67]"...Он <знающий, заговаривавший змей> даже сам носил <змею> через плечо, и на шее она обвивалась. Никогда его не трогала." [68]"Дядя когда косил - прятал найденных змей за пазуху, так как они были холодные, а когда согревались - выкидывал. Они его не кусали, потому, что гипноз." [69] Умение общаться с дикими животными было свойственно и некоторым православным святым. Факты управления животными и использования их для достижения собственных целей могли послужить одним из поводов для возникновения рассказов о превращении в животных - оборотничестве.Возможно, учитывая рассматриваемые здесь практики выхода из тела, мы можем объяснить часто встречающиеся в фольклоре рассказы об уязвленииоборотня. В этих рассказах животному (предмету), подозреваемому в "нечистоте" наносят рану, а на другой день оказывается, что местный колдун ранен сходным образом."И стало девчонке восемнадцать лет. И ночью мачеха к ней кошкой пришла. Прыгнула на нее! А та видит: висит сабля старинная. Схватила и лапу ей пересадила! Кыска и уползла. Наутро видит, что мачеха с перебинтованной рукой." [70] "У нас одна чушкой [71] бегала или как колесо.Парни поймали ее и уши отрезали. Бабушка Шура эту женщину знала - она постоянно в платочке ходила потому, что от ушей только одни дырочки." [72] "Однажды несколько мужиков шли по улице нашей деревни. С работы, кажется, шли. И вдруг под ногами у них затесался котенок.Мяукает и мяукает. Так довольно долго с ними шел. Тут один из мужчин сказал, что все это не спроста. Он достал из кармана перочинный нож, раскрыл его и вогнал в землю. Котенок куда-то и исчез. И на другой же день у местной старухи-ведьмы появилась свежая рана точно той же формы, что и осталась от ножа на земле." [73] Рассматривая эти примеры, можно вспомнить об основном законе контагиозной магии: при воздействии напроизводную человека (след, личную вещь, изображение) оказывается воздействие и на самого человека. [74] Можно предполагать существование и более тонких механизмов взаимодействия, при которых контагиозная магия является лишь частным случаем. Мы не рискнем рассуждать здесь о подобных механизмах, однако, если предположить действенность контагиозной магии, то окажется объяснимым тот факт, что при уязвлении "оборотня", созданногоуказанными в данной главе способами, будет уязвлен и человек, этого "оборотня" создавший. Итак, основываясь на легендарно-исторических,этнографических и фольклорных данных, мы рассмотрели ряд явлений, которые, возможно, послужили основой для возникновения легенд об оборотничестве. Среди таковых явлений:1. инициации, подразумевающие "превращение" посвящаемых в животных;2. практики "пускания морока"; 3. некоторые практики выхода из тела, сопровождающиеся либо созданием осязаемого и зрительно воспринимаемого образа, либо управлением неким животным. Несомненно, что явления, стоящие за легендами об оборотничестве, включают в себя целый ряд этнографических, психологических и социальных аспектов.Необходимо отметить и то, что при попытках рассмотреть данную тему невозможно удержаться в методологических рамках какой-либо из существующих наук. А потому мы закончим данную заметку "многоточием", и в качестве иллюстративного постскриптума просто приведем интересный (на наш взгляд) отрывок из книги этнографа А.Андреева. В отрывке повествуется, как в один из вечеров автор в сопровождении старика-знающего Похани и его жены отправляется в лес, где обучается от них волчьему вою. Когда "урок" заканчивается, Поханя переходит к другой работе... "- Тогда... - он посмотрел на тетю Катю, а потом подмигнул мне, - покажу одну вещицу... и идите домой тогда... по головешке возьмите только... чтоб темно не было в лесу-то.- А ты?- спросил я, видя, что бабка молчит. - Меня не ждите, я еще... поброжу... Пойдем. Он вывел меня все на ту же дорогу и велел спуститься вниз. Теперь луна была точно вверху надхолмом, и его фигура была хорошо освещена на взгорке. Он приподнял руку и показал, чтобы я остановился. Я встал и почувствовал, что меня охватывает легкий трепет от наползающего ночного холодка. Поханя постоял немного наосвещенном яркой луной взгорке меж слегка шевелящихся серебристо-черных стен деревьев и поманил меня рукой. Я медленно и спокойно пошел к нему наверх. Он не двигался, хотя словно бы стал пониже. Ничего не происходило, только вдруг у меня задрожало ярло [75]. Я подумал, что это ночная прохлада пробрала меня, и попытался унять эту дрожь, но тут вдруг на меня обрушилась нарастающая волна жуткого волчьего воя. Яедва удержался на ногах. Идти вперед не было никакой возможности, и я замер, позабыв себя. Поханя присел, пуская звук вниз по склону холма, а потом вой начал подыматься вверх, в небо, и у меня пришло ощущение, чтоя словно подымаюсь вместе с ним, а пригорок уходит из-под ног. Я хотел понять это, хотел включить пропавший разум и начал бороться с охватившим меня страхом. Но в этот миг тьма словно взорвалась там, где стоял Поханя, и он исчез. Просто пропал из глаз. А в следующий миг дорога была пуста и залита лунным светом. Кроме Похани все было по-прежнему: и холм, и деревья, и луна вверху... даже вой все еще звучал каким-то образом впространстве! И он звучал, пока... у меня хватало воздуха. Только тогда я понял, что это мой вой! Почему-то я знал, что должен довести его до конца, удержал в этот раз колебания и из последних сил закончил, как учила тетя Катя. Потом мы с ней еще посидели в молчании у костра,слушая, как со всех концов мира лают и воют деревенские собаки, и, так и не дождавшись Похани, побрели домой, дымя головешками." [76]Примечания [2] В.Л.Янин, А.А.Зализняк. Новгородские грамотына бересте (из раскопок 1977-1983 гг.): Комментарий исловоуказатель к берестяным грамотам (из раскопок1951-1983 гг.). М., 1986. C.277; В.Л.Янин. Я послал тебебересту... М., 1975. C.48.[3] См. напр.: В.С.Мухина. Изобразительнаядеятельность ребенка как форма усвоения социальногоопыта. М., 1981.[4] Советский энциклопедический словарь. М.,1981. С.920.[5] Геродот. История. IV, 105.[6] Б.А.Рыбаков. Киевская Русь и русскиекняжества. М., 1993. С. 20. Славяне и их соседи в концеI тысячелетия до н.э.-первой половине I тысячелетия н.э.(серия "Археология СССР"). М., 1993. С.8.[7] Сами волхвы, видимо, также служили Велесуили какому-то другому хтоническому божеству - об этомможно судить по указанию на то, что их бог "сидит вбездне".[8] В подлиннике: "Се язвенко на главе его.Навяжи на нь да носить е до живота своего" (поИпатьевской летописи).[9] Повесть временных лет. Запись за 1044 год.[10] Берсерк - буквально, тот, кто в медвежьей(бер) шкуре (серк).[11] Пересказ по: Полное собрание русскихлетописей. Т.9. С.177-178.[12] Повесть временных лет. Запись за 984 г.[13] Е.Э.Гранстрем. Описание русских иславянских пергаментных рукописей: Рукописи русские,болгарские, молдовлахийские, сербские. Л., 1953. С.71.[14] В.Я.Аристов. Русские народные предания обисторических лицах и событиях//Труды Третьегоархеологического съезда в России. Киев, 1878. Т.1. С.339-340.[15] Русский народ. Его обычаи, обряды,предания, суеверия и поэзия/Сост. М.Забылин, Иркутск,1992. С. 233.[16] Русский народ... C. 222.[17] А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славянна природу. М., 1994.[18] Записано от Андреевой Лидии Михайловны.Род. 1931 г. Курганская обл, Шумихинский р-н,д.Стариково. Надо отметить, что рассказы о колдунье,превращающейся в свинью, известны во многих окрестныхдеревнях.[19] Мифологические рассказы русского населенияВосточной Сибири. Сост. В.П. Зиновьев. Новосибирск,1987. (Далее - Зиновьев). № 255.[20] С.В.Максимов. Нечистая, неведомая икрестная сила. СПб, 1994. С. 91.[21] Веселье - здесь: свадебная процессия.[22] С.Н.Исаевич. Еще рассказец о вовкулаках ичаровниках//Киевская старина. 1883. №12. С.700. (Здесьтекст в русском переводе)[23] Уральцы: Очерки быта уральскихказаков/Полн. собр. соч. И.И. Железнова. СПб., 1910.Т.3. С.283.[24] С.В.Максимов... С. 92.[25] М.Д.Каратеев. Волк-оборотень. В кн.:"Арабески" Истории. Т.1. М., 1994. С. 70.[26] П.Ревякин. Вовкулаки//Основа. 1861. "11-12.С.136.[27] См. напр. Северные сказки (Архангельская иОлонецкая губ.): сборник Н.Е.Ончукова.СПб., 1908. С.495.[28] Вовкудлак - украинское названиеоборотня-волка. Переводится буквально как волчья шкура,тот кто в волчьей шкуре.[29] С.В.Максимов... С. 91.[30] А.Н.Афанасьев...[31] См. напр. Д.В.Громов. Юношеские инициациикак один из способов облегчения прохождения возрастногокризиса//Тезисы докладов. Международная психологическаяконференция "Психическое развитие в онтогенезе:закономерности и возможные периодизации". М., 1999.С.28-30.[32] Речь здесь идет исключительно о мужскихвозрастных посвящениях.[33] В.Г.Балушок. Инициации древних славян(попытка реконструкции)//Этнографическое обозрение, № 4,1993.[34] В.Я.Пропп. Исторические корни волшебнойсказки/Собрание трудов. М., 1998. С. 209.[35] M.Eliade. Rites and symbols of initiation.New York, 1958. Р. 125.[36] Сказки Терского берега Белого моря. Изд.подг. Д.М.Балашов. Л., 1970.[37] Душной - здесь в смысле плохо пахнущий(сравн. душок идет) - Д.Г.[38] Записано в июле 1998 г. от ПершинойАнастасии Васильевны, род. 1923, Курганская обл.,Шумихинский р-н, д. Забродино.[39] Напомним, что мы имеем дело с текстами,зафиксированными совсем недавно, а потому искаженияисходного смысла здесь весьма значительны. Однако, приискажении деталей этот (как и подобные ему) рассказ всеже в общем сохраняет инициационную структуру.[40] М.Элиаде. Мифы, сновидения, мистерии. М.,1996.[41] Зиновьев. № 47.[42] Зиновьев... № 46.[43] А.Андреев. Игра и игрецы//Мифы и магияиндоевропейцев, вып. 2. 1997. С.1[44] Повесть временных лет. Запись за 1071 год.[45] Записано от Леготиной Анны Федоровны. Род.1915 г. Курганская обл, Шумихинский р-н, д. Кипель.[46] От нее же.[47] Зиновьев... № 326.[48] Зиновьев... № 329.[49] Зиновьев... № 332.[50] Д. Хомяковщина Октябрьского р-наКостромской обл. Записано от Червяковой ПелагеиИвановны. Род. 1919 г.[51] Зиновьев... № 50.[52] В смысле, чего-то, как-то - особенностьместного словоупотребления.[53] Записано от Леготиной Анны Федоровны. Род.1915 г. Курганская обл, Шумихинский р-н, д. Кипель.Описываемые события происходили около 1928 года в г.Нязепетровске (Башкирия).[54] Душа - понятие сложное, подразумевающеемножество толкований, а потому мы употребляем его здесьусловно.[55] А.В.Платов. Боевая магия Севера//Наследиепредков, вып. 5, 1998.[56] Цит. по: А.В.Платов... Со ссылкой на:Scandinavian Legends and Folk Tales, by Gwyn Jones.Oxford, 1956.[57] Зиновьев... № 364.[58] Цит. по: Осипова О.С. Славянское языческоемиропонимание (философское исследование). М., 2000. С.46. Со ссылкой на: Шестоднев, составленный Иоанномексархом Болгарским. По харатейному списку МосковскойСинодальной библиотеки 1263 г. М., 1879.[59] Левкиевская Е.Е., Плотникова А.А.Двоедушники // Славянские древности: Этнолингвистическийсловарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н.И. Толстого. М.,1999. Т. 2. С. 29-31. (Далее - Левкиевская). Большинствоповерий о двоедушниках зафиксированно у западных славян(Польша, Западная Украина), однако, есть данные и повосточным, и по южным славянам.[60] См. напр.: Тайлор Э.Б. Миф и обряд впервобытной культуре. Смоленск, 2000. С. 149 и др.[61] Либо отлетает от тела, либо "как бывытягивается изо рта в виде неизмеримой ленты, котораяодним концом остается в человеке, а другим может бытьгде хочет". (Богданович А.Е. Пережитки древнегомиросозерцания у белоруссов. Гродно, 1895. С. 48.)[62] Левкиевская... С. 31.[63] Левкиевская... С. 30.[64] Дарка - форма имени Дарья.[65] Записано от Леготиной Анны Федоровны. Род.1915 г. Курганская обл, Шумихинский р-н, д. Кипель. Поповериям, существующим у западных славян, вторая душа,действительно, является "демонической". (Левкинеская...С. 29.) В данном описании особенно хочется обратитьвнимание на редко встречающееся название второй души -жар.[66] Зиновьев... № 332.[67] Зиновьев... № 336, 339.[68] Зиновьев... № 335.[69] Зап. от Пахомова Степана Андреевича.Род.1938 г. Курганская обл, Шумихинский р-н,д.Михайловское.[70] Зиновьев... № 231.[71] Чушка - свинья.[72] Записано от Суздалевой Марфы Васильевны.Род. 1920 г. Курганская обл., Шумихинский р-н, д.Горшково.[73] Записано в 1989 г. от NNN, водителя. Род.ок. 1950 г. Украина. Действительно, часто говорят, чтодля поражения оборотня удар должен быть нанесен не посамому оборотню, а по некоторой точке рядом (См. напр.И.Ю.Черепанова. Дом колдуньи. М., 1996. С.198;Зиновьев... № 227, 232.)[74] Дж.Дж.Фрезер. Золотая ветвь. М., 1998. С.18-56.[75] Ярло - серединная точка груди - Д.Г.[76] А.Андреев. Мир Тропы. Очерки русскойэтнопсихологии. СПб., 1998. С. 55.

    Категория: О Тьме | Добавил: vellior (01.01.2009)
    Просмотров: 1434 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
    Реклама
    Видео онлайн
    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz