О традиционной пасхальной трапезе
Исторически первым пасхальным блюдом был ягненок не младше восьми дней от роду и не старше трех лет. Животное закалывали в храме иудейские священники - фарисеи. Некоторые наименее части тушки торжественно сжигали в качестве жертвы, остальное — зажаривали и ели.
Речь идет о ветхозаветной, или еврейской Пасхе. С иврита слово "пасха" переводится как "проходить мимо". Бог повелел принести Ему в жертву ягнят в день Исхода израильтян из Египта через Красное море. Кровью жертвенных агнцев сыны Авраамовы намазали дверные косяки своих домов, дабы карающий Ангел Господень, истреблявший египетских первенцев, обошел их жилища стороной.
По словам cвятого апостола Павла, ветхозаветный закон был "тенью будущих благ" и "детоводителем ко Христу". А потому события, описанные в первой, древнейшей части Библии, можно рассматривать как прообразы Нового завета, в частности избавление еврейских младенцев служит прообразом спасения всех людей кровью Христа — агнца, закланного за грехи мира.
"Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения", — пишет святой Епифаний Кипрский. Смертью Христовой в Страстную пятницу нам даруется искупление, а Его воскресением — вечная жизнь.
На Пасху широко используются крашеные яйца - традиционные красные яйца-крашенки, узорчатые писанки (обычно это расписанная скорлупа выдутых яиц), деревянные расписные яйчата — разновидностей существует великое множество.
В дореволюционной России, кроме всего прочего, делали "куриные гнезда": яйца прокалывали с двух сторон, выдували содержимое, промывали, заполняли желе и ставили на сутки в холод, затем осторожно очищали скорлупу и клали желе на цукаты, порезанные соломкой.
Не обошло Пасху и народное творчество. Например, один из выдающихся пианистов XX века Владимир Софроницкий сочинил остроумный "пасхальный" палиндром: «СЕНСАЦИЯ! ПОП ЯЙЦА СНЕС!» — фраза читается и обычным образом, и задом наперед.
Творог со сливками, маслом или сметаной, изюмом, цукатами и орехами, называемый пасхой, заменяет ветхозаветного агнца на праздничном столе. По правилам, пасха изготовляется в деревянной пасочнице, придающей ей форму усеченной пирамиды — символа Гроба Господня.
После вознесения Иисуса его ученики находили утешение в воспоминаниях. Когда садились за стол, оставляли место невидимо присутствующему Господу и клали перед ним хлеб. Так появился артос, "квасной хлеб" в переводе с греческого. Он похож на большую просфору, его ставят в храме перед образом Спасителя, а по окончании пасхальных празднеств раздробляют на части и раздают верующим.
Кулич — своего рода "домашний" артос. Когда яйца, сливочное масло и сахар в изобилии — получается очень сдобное тесто, которое по идее может долго храниться не черствея. Однако на практике покупные куличи теряют сочность достаточно быстро из-за «экономии» (недовложения) сдобы на производстве. Можно посоветовать разрезать покупной кулич не вдоль, а поперек и верхушкой накрывать оставшуюся часть: так он сохранит сочность гораздо дольше.
Куличи, святой пасхальный хлеб, знали на Руси испокон веков.
Предшествующий Пасхе 7-недельный Великий пост кардинально менял образ жизни людей. Запрещались развлечения, общественные и увеселительные места не функционировали. На улицах становилось тише, практически не было видно пьяных. Постный стол состоял в основном из капусты и грибов. Рыба и растительное масло разрешались лишь по воскресеньям и праздникам. Из сладостей — постный сахар, вяленные яблоки да изюм. Самая строгая неделя поста — последняя, Страстная.
И наконец-то люди, уставшие от длительной тишины, воздержания и постной святости, начинали радостно готовиться к празднику Пасхи…
Праздник Светлого Воскресения Господня — один из самых любимых на Руси. В городах и селах все приходило в движение: шли предпасхальные хозяйственные хлопоты. Все, и стар и млад, убирали дома, мели дворы, ходили в баню.
Специально к Празднику в оранжереях выращивались ландыши, маргаритки и сирень. Из окрестных сел свозились бесчисленные товары — цыплята, гуси, индейки, говядина, свиные окорока. Бочки в винных подвалах опорожнялись — за праздничную неделю выпивались практически все запасы.
Люди закупали провизию, загодя готовили пасхальный обед. Пасха праздновалась долго: в любой момент могли зайти гости, и величайшим позором для хозяйки было бедное угощение. Стол был накрыт целый день: подойти к нему можно было в любую минуту.
Готовили много, русский пасхальный стол был традиционно богат и разнообразен. В зажиточных семьях подавались до 48 блюд — по числу дней прошедшего Великого поста. В деревнях ограничивались жареной индейкой, пасхальным мясным борщом и закусками. В южных районах варили традиционный греческий суп из ливера — «магирицу».
Блюда из рыбы были не в чести. В городах чаще всего на стол ставились запеченные и жареные окорока, телятина, всевозможные заливные и холодцы, паштеты, рулеты. Большинство блюд подавались холодными. Это давало возможность хозяйке не обслуживать гостей и не следить за кухарками, а радоваться и веселиться вместе со всеми.
Праздничную творожную пасху тоже готовили заранее. Рецепт был довольно сложен: творог дважды пропускали через сито, добавляли размягченное масло и сметану. Сахарную пудру растирали добела с яичными желтками, вмешивали взбитые белки. Сливки тоже взбивали, клали цукаты и изюм, ваниль и пряности.
Массу перемешивали специальной деревянной лопаткой, обязательно в одном направлении, Готовую пасху выкладывали в деревянные формы, накрывали дощечкой, ставили гнет, чтобы отошла лишняя влага. Пасха два-три дня зрела в погребе.
Деревянные резные формы для пасхи были оригинальными, они передавались в семьях как величайшая драгоценность по наследству, от матери к дочери.
Тогда же красили и яйца. Для крашения использовалась луковая шелуха, которую заботливо собирали и сушили в течение целого года. В более богатых домах яйца варились вместе с обрезками яркого шелка. Тонкими кистями на яйца наносились незамысловатые рисунки, орнаменты. В каждой области орнаменты были свои, они практически не повторялись. Крашеные яйца ставились обычно в горницах или столовых на видное место, на подоконник. Ими угощали многочисленных гостей, выносили бедным (в наше время на всех многочисленных российских бедных яиц уже не напасти).
Но главное пасхальное угощенье — все же кулич, особый, праздничный святой хлеб. Его пекли из сдобного дрожжевого теста. Секреты выпечки так же передавались из поколения в поколение. И сегодня куличи, приготовленные по старинным рецептам, получаются вкусными и долго не черствеют. Существовало поверье: если кулич удался, то и дела весь год будут в порядке.
Каждая хозяйка хотела, чтобы ее кулич был самым лучшим, самым красивым. Для праздничного кулича не жалели ничего, хозяйки клали в него только самые лучшие продукты. В тесто добавляли яйца, сливочное масло, изюм, орехи, цукаты, лимонную цедру. Для аромата использовали портвейн или коньяк, мускатный орех, ваниль.
Куличи всегда богато декорировали. Обливали глазурью или помадкой, обсыпали сахарной пудрой, украшали крашеным пшеном. Такая разноцветная посыпка называлась «нонпарель». Орехами или изюмом выкладывали изображение креста и буквы «Х» — Христос Воскресе!
Теста всегда замешивали много, ведь семьи были большие, в некоторых насчитывалось до двадцати человек. Куличи ели всю праздничную седмицу — надо было, чтобы и своим хватало вдоволь, и гостям оставалось.
Тесто ставили в больших кадках, пекли в ведерных формах. Тесто для куличей своенравное, оно легко всходит, но так же легко и опадает. Резкие перепады температур, сквозняки, даже хлопание дверей — все могло испортить праздничное изделие. Поэтому замешивали в ночь с четверга на пятницу, когда дети спали и дома было тихо. Всю пятницу куличи пекли, а в субботу несли в церковь святить.
В булочных и пекарнях куличи тоже продавались. Но как бы ни были они хороши, на Руси всегда было принято делать свои, домашние. Негоже было нести освящать покупной кулич. Батюшка мог и осерчать!
Даже коммунистическое правительство не в силах было искоренить вековые традиции. Потому в предпасхальную неделю в гастрономах и булочных появлялся в продаже посыпанный орешками и сахарной пудрой «Кекс Весенний» - так тогда именовали куличи, изготовленные в пекарнях.
Настоящие куличи, как и встарь, пекли дома. В деревнях — в еще сохранившихся русских печах, в городских квартирах — в духовках газовых плит. Конечно, в городских газовых плитах формы размером с ведро исключались, использовали обычные аллюминиевые кастрюли, да ведь и городские семьи были уже много меньше прежних деревенских.
Святая Пасха — праздник не для ленивых!
Если готовиться к Пасхе по всем правилам, то: — яйца нужно красить самостоятельно и именно в отваре луковой шелухи, — в четверг вечером дома надо замешивать тесто для кулича, — в пятницу печь куличи и готовить пасху, — в субботу эти яства освящать в церкви, — а в воскресенье собираться всей семьей за столом и отмечать светлый праздник.
— И не следует ходить на Пасху на кладбище. Традиция поедать куличи с яйцами на могилах появилась в советское время и противоречит самой сути Пасхи — праздника торжества жизни над смертью. Поминать усопших — дело благое, но через полторы недели, во вторник после Фомина воскресенья. Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения.
Вычисление дня Пасхи в любом году (даты получатся по новому стилю)
День Пасхи в любом году можно определить по формуле (4 + c + d) апреля или, если сумма получится больше 30, то [(4 + c + d) - 30] мая.
Вычисление числа с для формулы Чтобы получить число с, надо число года разделить с остатком на 19, затем получившийся остаток от деления умножить на 19, добавить 15 и получившуюся сумму разделить с остатком на 30. Число с будет равно остатку от этого деления.
Вычисление числа d для формулы Число d равно остатку от деления числа (2a + 4b + 6c + 6) на число 7, где: a - равно остатку от деления числа года на 4; b - равно остатку от деления числа года на 7; с - вычислено ранее.
|