Жизнь не простая штука. В ее ходе человек встречается так или иначе, но с событиями и явлениями, которые не вписываются в привычную систему мировосприятия. Их называют мистическими...
В мордовских лесах на Алатырь реке есть древнее урочище Княжий лог - местные его знают. И стоит там аж с XIV века огромный дуб, который издавна прозвали Сатанинским. Не зря так прозвали: долгая, страшная и непонятная история у него. Расскажем о нем то, что известно из летописей, легенд, исторических трудов.
Не станем вдаваться в историю княжеских междуусобиц на Руси в далеком XIV столетии, скажем главное. В упорной борьбе великокняжеский ярлык на московский престол получил малолетний Дмитрий, позднее получивший лрозвище Донской, а по соседству в Нижегородско Суздальском княжестве правили князья из рода Константиновичей, Было их трое, но в нашем рассказе фигурирует лишь средний из братьев - Дмитрий.
Осенней порой 1374 года на Алатырь реку пришла дружина княжича Ивана Дмитриевича, преследуя мордовское войско. Так далеко нижегородское войско прежде не заходило. Мордовцев частью побили, частью рассеяли, а в память о победе, как бы говоря: "здесь русские были", княжич посадил дубок.в том самом месте, которое потом прозвали Княжьим логом. С этого времени и начинается долгая и богатая событиями история Сатанинского дуба.
То ли мордовские колдуны заговор на смерть сделали в отместку за поражение, то ли такова была судьба у Ивана Дмитриевича, но стал он первой жертвой Сатанинского дуба. Дело обстояло так: в 1377 году на Нижний Новгород двинулся ордой татарский царевич Арапша, шедший с берегов Лика и Аральского моря. Князь Дмитрий послал ему навстречу сильное войско под предводительством сына Ивана. Русская дружина встала на реке Пьяна и беспечно проводила время: воевода получил весть, что Арапша еще далече - где то в районе Донца.
Стояла июльская жара - доспехи были свалены на телеги либо вовсе запакованы во вьюки, оружие тоже не было приготовлено к бою. Княжич, воевода и бояре предавались охотничьим забавам. Правда, скоро стали приходить тревожные донесения, но на них не обращали внимания. "Кто может встать против нас?" - говорили русичи и стали ездить в простом платье. Кроме того, в войске началось повальное пьянство.
А мордовские князьки, знавшие в своих землях все тайные тропы, скрытно подвели татар к становищу русской дружины. Второго августа был нанесен внезапный и сокрушительный удар. Русские оказались совершенно не готовы к сопротивлению и в ужасе бежали через Пьяну. Во время переправы княжич Иван со множеством бояр и простых ратников утонули, другие были безжалостно перебиты татарами и союзными мордовцами.
И опять, в который раз, ворвались конники Мамаевой орды в Нижегородскую землю. Знали, что нет князя Дмитрия Константиновича в Нижнем, а без него никто не окажет должного отпора. Горожане на лодках, стругах - на всем, что стояло на привязи у пристаней, - кинулись к другому берегу Волги и оттуда наблюдали за муравьиным мельтешением грабежа, за жестоким разорением и пожаром. Развеялся наконец дым. Ордынцев тоже как ветром сдуло.
Надеясь, что после такого поражения Нижегородское княжество о'сталось без защиты, и мордва захотела попытать счастья - приплыла и стала грабить все, что осталось после татар, потом отправилась восвояси. Но русская дружина настигла ее у Пьяны и разгромила жестоко. А чтобы неповадно было, к зиме собрали князья сильное войско, которое вошло в Мордовскую землю и "сотворило ее пусту", по выражению летописца.
Дуб, как известно, по своей природе дерево доброе - к нему люди идут, чтобы набраться силушкиэнергии. Однако с саженцем княжича Ивана, очевидно, с самого начала что то пошло не так. Еще молодым деревцем впитал он в себя энергию предсмертного страха и боли побитых мордовцев, жестокую радость победителей. Возможно, это и изменило его энергетику на отрицательную. Как жило дерево в XV веке, неведомо, зато хорошо известно, что творилось под его сенью в XVI.
Интересовавшийся его историей исследователь Андрей Низовский пишет: "Дуб Княжьего лога был популярным в середине XVI столетия. Оценив его раскидистые и прочные ветви, дуб использовали в качестве готовой виселицы. Эта практика закрепилась и в эпоху казанского взятия (покорения Казанского ханства в 1552 году. - Ред.), когда на дубе Княжьего лога, по преданию, повесили двух пленных татарских "волшебников", и в опричные времена, и во времена Смуты, когда в одночасье на ветвях дуба враз закачались тела пятнадцати разбойников... Тела висельников закапывали тут же, в ямах, - по обычаю, повешенные не имели права быть похороненными на освященной земле".
И в XVII веке дуб использовали по "разбойным делам". Не забыли о нем и в годы восстания Степана Разина (1670 1671): сначала повстанцы вздергивали дворян, а потом знать "украшала" его полоненной голытьбой.
Можно сказать, что дубу из Княжьего лога не повезло: кроме смерти, он ничего за свою историю не видел. Под корнями его гнили останки разноплеменных висельников, на ветвях раскачивались смердящие "елочные игрушки".
А вскоре пришло время и той истории, благодаря которой дерево получило свое мрачное прозвище Сатанинский дуб.